Федорова Алла Борисовна,
воспитатель МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»
Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность, особенно в наши дни. Необходимы все более разнообразные форы и методы работы по изучению ПДД, которые зависят от особенностей познавательной деятельности и возможностей детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).
С чего же начинается безопасность детей на дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным, осмотрительным и осторожным на улице.
Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теоретические знания и практические умения будут закрепляться в урочное и внеурочное время.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. Так как школа является единственным образовательным учреждением для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в городе Междуреченске (многие учащиеся приезжают на занятия с отдаленных районов города), учащиеся школы имеют индивидуальные особенности: неустойчивость управления своим поведением, очень короткое время сосредоточенности и меньший, по сравнению с нормой, объем внимания, возникла необходимость создания клуба «Светофор».
Деятельность клуба «Светофор»
В рамках деятельности клуба "Светофор" проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ), целью которой является формирование у учащихся устойчивого навыка безопасного поведения на улицах и дорогах.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучать учащихся практическим навыкам поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий;
- развивать быстроту реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие;
- воспитывать дисциплинированность и сознательность выполнения ПДД, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
В работе клуба "Светофор" опираемся на следующие документы:
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения (с дополнениями и изменениями);
- Указ Президента РФ « О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 22.09.2006г. № 1042;
- Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 г.г.;
- Правила дорожного движения Российской Федерации (текст 2013г.);
- Кодекс об административных правонарушениях (в ред. ФЗ от 21.07.2011г. №253-ФЗ, действующая редакция от 05.11 2013г.).
Работа клуба осуществляется по направлениям:
Работа с учащимися:
- проведение тематических классных часов;
- организация и участие в конкурсах и акциях различного уровня;
- проведение инструктажей по соблюдению Правил дорожного движения;
- проведение месячника безопасности дорожного движения;
- создание и обновление уголков безопасности по ПДД, наглядной агитации, инструкций, буклетов, памяток по безопасности дорожного движения;
- экскурсии.
Работа с родителями:
- агитация по приобретению одежды со светоотражающими элементами;
- рассмотрение вопросов по профилактике ДДТТ на классных родительских собраниях;
- размещение информации на стендах;
- организация встреч с инспектором по пропаганде ПДД;
- изготовление раздаточного информационного материала по профилактике ДДТТ;
- просмотр агитационных роликов, учебных фильмов;
- привлечение родителей к участию в акциях, конкурсах, школьных и классных мероприятиях.
Взаимодействие с социумом:
- организация и проведение совместных внеклассных мероприятий, тематических бесед инспектора по пропаганде ПДД с учащимися;
- организация встреч инспектора с родителями (законными представителями);
- экскурсиив городскую детскую библиотеку, МБУ ДО «Детско-юношеский центр», игровые комнаты «Винни-пух», «Лукоморье».
Для проведения практических занятий посещается площадка с дорожной разметкой и комплектов знаков в МБУ ДО «Детско-юношеский центр». На площадке учащимися отрабатываются практические навыки выполнения Правил дорожного движения, закрепляются знания, полученные на занятиях в классе, проводятся игры, соревнования.
Обучение Правилам дорожного движения не ограничивается теоретическими и практическими занятиями. Ежедневно проводятся кратковременные беседы-напоминания об осторожности и осмотрительности на улице. При беседах учитываются сезонные изменения, метеорологические условия. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья учащихся. Работа построена по принципу «от простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Ребята из клуба «Светофор» проводят для учащихся начальных классов праздники, театрализованные представления, обучающие занятия, конкурсные программы.
В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед. Применение современных форм и методов обучения привлекают учащихся возможностью показать свои знания, умения и навыки в полезной и интересной работе.
Одним из направлений деятельности клуба считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям (законным представителям). Родители активно привлекаются к участию в различных конкурсах, акциях, внеклассных мероприятиях, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «дом-школа-дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника. Особое внимание уделяется вопросу обучения родителей правильному поведению на дороге. По наблюдениям из жизни видно, что ребёнок копирует поведение своих родителей и по их примеру совершает нарушение правил дорожного движения. С этой целью для родителей проводятся классные родительские собрания и беседы, где рассматриваются вопросы: «Важность использования ремней безопасности во время езды»; «Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД»; «Минимум знаний о типичных ошибках детей, водителей и родителей в дорожных ситуациях – «Ловушках».
Сотрудничество с МБУ ДО «Детско-юношеский центр», городской детской библиотекой, игровыми комнатами, Отделом ГИБДД г. Междуреченска позволило расширить спектр мероприятий, не ограничиваясь рамками школы. Ежегодно для ребят проводятся совместные мероприятия, театрализованные представления, конкурсы, эстафеты, беседы и презентации.
Пропаганда ПДД ведётся и во время летних каникул. На базе МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» ежегодно работает лагерь труда и отдыха «Тимуровцы», где на протяжении сезона для детей проводятся инструктажи и мероприятия по правилам дорожного движения. В шуточной и игровой форме дети закрепляют и познают азы правил поведения на дороге, повторяют дорожные знаки.
Таким образом, работа по формированию и развитию умений и навыков безопасного поведения, превращению их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим отбора специальных форм и применения ряда дидактических методов и приемов. Описанная выше система профилактических мер по предупреждению ДДТТ является целесообразной, эффективной и результативной, так как способствует снижению роста ДТП, участниками и пострадавшими которых становятся дети.
Достижение работы клуба «Светофор» можно проследить по участию учащихся и их родителей (законных представителей) в конкурсах и акциях различного уровня:
- Всероссийская детская эстафета безопасности «Дорога-символ жизни»;
- областная акция «Взрослые, станьте заметнее»;
- областной фотофестиваль «Светлячок - снеговичок»;
- городской конкурс «Дорожный знак на новогодней елке»;
- городской фотоконкурс «Стань заметней».
Надо отметить, что ребята с удовольствием принимают участие во всех конкурсах, проводимых как в самой школе, так и за её пределами.
По результатам проведенного мониторинга уровня знаний учащихся можно увидеть значительные положительные результаты работы клуба «Светофор» (в сравнении с 2015 годом увеличился показатель высокого уровня знаний ПДД на 30%). Конечно, самый главный показатель работы – это здоровые и счастливые дети. За последние 2 года с учащимися класса не было зарегистрировано ни одного нарушения ПДД.
До тех пор, пока по земле будут ездить автомобили, работа по данному направлению будет иметь место в нашей жизни.
|